Б/у труба по честным правилам

 

Рынок бывших в употреблении труб должен выйти из тени: в 2017 году введены новые положения природоохранного законодательства и вступили в силу изменения в сфере технического регулирования. Цель — упорядочить ситуацию на рынке обращения б/у труб.

Необычное мероприятие провел Фонд развития трубной промышленности при участии Министерства охраны природных ресурсов и экологии РФ и Министерства промышленности и торговли РФ в рамках 23-й Международной промышленной выставки «Металл-Экспо 2017» — семинар для участников рынка бывших в употреблении труб и металлопроката, посвященный вопросам регулирования этого сегмента, а, главное, контроля со стороны госорганов.

В ходе мероприятия были представлены новые положения природоохранного законодательства в части требований к отработанным стальным нефтегазопроводным трубам, которые являются основным источником сырья для рынка б/у труб, а также изменения, произошедшие в строительной сфере, которые запрещают вторичное применение металлопроката в большинстве типов зданий и сооружений нормального и повышенного уровня ответственности.

По мнению ФРТП, эти изменения существенным образом повлияют на рынок б/у труб, который приобрел за последнее десятилетие, в основном, теневой характер. Новые требования ликвидируют существовавший ранее правовой вакуум в этой сфере и вводят обязательные требования, которые участники рынка будут вынуждены соблюдать, чтобы легально участвовать в этом бизнесе, подчеркивают в ФРТП.

Анализ организации показал, что участниками этого рынка являются более двух сотен различных компаний, которые занимаются демонтажем, перевозкой, очисткой, реставрацией, продажей и применением бывших в употреблении труб и деятельность которых до недавнего времени не регламентировалась законодательством. Требования ко вторичному применению стальных труб  также не были установлены, что привело к сложным социальным, экологическим и экономическим последствиям.

«Новое законодательство для рынка б/у труб, о котором, как показывает практика, многие участники этого рынка просто не знают, позволит, во-первых, упорядочить деятельность на этом рынке, сделав ее более прозрачной, а, во-вторых, значительно уменьшить ущерб окружающей среде, наносимый при демонтаже и дальнейшей переработке отработанных стальных труб, загрязненных остатками углеводородов. Новые требования должны прекратить «экологический демпинг» со стороны участников этого рынка и призваны легализовать деятельность каждого звена в цепочке обращения б/у трубы – от источника образования до конечного потребителя», — прокомментировал Игорь Малышев, директор ФРТП.

Теперь отходы

В начале семинара представители ФРТП презентовали результаты собственного исследования, которое показало, что в настоящее время основная часть предприятий нефтегазового комплекса, у которых образуются отработанные трубы, осуществляют демонтаж таких труб собственными силами или с привлечением подрядных организаций. При этом в ходе демонтажа происходят массовые разливы углеводородов. Так, по данным международной экологической организации Greenpeace, ежегодно происходит более 25 тыс. разливов нефти, в результате которых в почву и водные объекты попадает до 1,5 млн тонн сырья, что наносит окружающей среде колоссальный ущерб.

После демонтажа трубы реализуются на рынке любым заинтересованным организациям как бывшие в употреблении трубы, лом черных металлов и другие виды имущества. Купившие отработанные трубы организации производят примитивными способами их очистку для последующей перепродажи: остатки углеводородного сырья смываются или выжигаются, при этом нефтепродукты попадают в почву и водные объекты, а продукты горения нефти старой изоляции – в атмосферу, что существенно ухудшает экологическую обстановку в месте, где расположено кустарное производство.

На эти проблемы обратила внимание Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и в 2017 году отнесла бывшие в употреблении стальные трубы к IV классу опасности. Это означает, что теперь любая деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отработанных стальных труб подпадает под требования Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и классифицируется как обращение с опасными отходами. Таким образом, теперь для ведения деятельности по обращению с б/у трубами, требуется наличие соответствующей лицензии и обязательное выполнение требований природоохранного законодательства, за нарушения которого предусмотрена административная и уголовная ответственность (8 статей КоАП и 2 статьи УК РФ).

Код отхода по ФККО Наименование отхода
4 69 521 11 51 4 трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции
4 69 521 12 51 4 трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией
4 69 521 13 51 4 трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией
4 69 522 12 51 4 трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией
4 69 522 13 51 4 трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией
4 69 532 11 52 4 трубы стальные инженерных коммуникаций (кроме нефте-, газопроводов) с битумно-полимерной изоляцией отработанные

 

«Данные требования уже вступили в силу и действуют на всей территории РФ. Однако, по нашим сведениям, основная часть предприятий, занимающихся демонтажем и реставрацией бывших в употреблении труб (более 95%) в настоящий момент работают незаконно и с грубыми нарушениями природоохранного законодательства», — подчеркнул Игорь Малышев.

Начальник отдела Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Татьяна Хавронина рассказала участникам семинара ФРТП, какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы соответствовать всем требованиям законодательства по обращению с отходами.

В частности, собственники источников опасных отходов обязаны паспортизировать опасный отход, уведомлять Росприроднадзор о наличии и его количестве, к демонтажным работам допускать организации, имеющие лицензию на обращение с опасными отходами данной категории, а сам демонтаж должен производиться по технологии, прошедшей государственную экологическую экспертизу. Дальнейшая реализация б/у труб также должна осуществляться компаниям, имеющим лицензию на транспортировку, обезвреживание и утилизацию опасных отходов в зависимости от той деятельности, которая планируется осуществляться в отношении отработанных б/у труб. При этом проводить обезвреживание опасных отходов необходимо также по технологии, которая ранее получила положительное заключение государственной экологической экспертизы и наносит минимальный вред окружающей среде.

«Новое законодательство позволит снизить экологический ущерб, а также позволит упорядочить рынок б/у труб, повысив прозрачность схем их обращения», — подчеркнул Игорь Малышев.

Вместе с тем в ФРТП заявили, что сегодня организация ведет работу по отнесению к отходам IV класса опасности и насосно-компрессорных и бурильных б/у труб, в процессе демонтажа и дальнейшего обращения на рынке которых также наносится существенный ущерб окружающей среде.

Разрешить нельзя запретить

Изменения коснулись и сферы применения бывших в употреблении труб в строительстве: в  2017 году вступили в силу изменения в 13‑ти сводах правил, предусматривающие запрет на применение б/у труб в зданиях и сооружениях повышенного и нормального уровня ответственности — в сетях водоснабжения, канализации, газоснабжения, а также при возведении гидротехнических сооружений и стальных конструкций, подвергающихся воздействию постоянных нагрузок.

В ФРТП напомнили, что неправомерное использование бывших в употреблении труб для строительства, реконструкции и ремонта на объектах ЖКХ приводит к потерям в муниципальных и федеральных бюджетах, наносит вред имуществу, а также наносит вред здоровью граждан и даже приводит к гибели людей.

Проблема б/у труб получила широкий резонанс еще в 2012 году, когда после серии коммунальных аварий в Санкт-Петербурге выяснилось, что в сетях теплоснабжения города было проложено около 600 км бывших в употреблении труб. Потери городского бюджета в результате действий злоумышленников составили 3 млрд руб. Однако, из-за пробелов в законодательстве в ходе следствия удалось доказать ущерб на гораздо меньшие суммы. В тот же год в Воронеже были задержаны лица, подозревавшиеся в хищении 35 млн рублей бюджетных средств в ходе строительства канализационного коллектора с использованием бывших в употреблении труб вместо новых. И таких примеров по стране можно привести большое количество.

Всего за последние четыре года ФРТП зафиксировал по данным СМИ 2289 фактов, связанных с авариями изношенных трубопроводов в системах тепло- и водоснабжения, и имевших различные последствия: за этот период из-за прорывов изношенных трубопроводов пострадало 119 человек, погибло – 29. Суммарный ущерб, причиненный бюджетам всех уровней в результате аварий и устранения их последствий, оценивается экспертами более чем в 7 млрд рублей. При этом в 33 случаях в качестве причины прорывов называлось незаконное использование б/у труб.

«Бывшие в употреблении трубы по своим техническим свойствам и эксплуатационным характеристикам не могут соответствовать новым и полноценно их заменить, — отметил в ходе своего выступления на семинаре ФРТП Виктор Височкин, заместитель директора организации. — Физико-механические свойства (прочность, предел текучести, предел прочности, относительное удлинение) гарантированы производителем новых труб на весь срок эксплуатации. В случае с б/у трубами металл, подвергшийся воздействию коррозии и механическим деформациям в ходе первичной эксплуатации, является источником неконтролируемого разрушения. Применять такие трубы в ответственных объектах без проведения должного всестороннего комплекса испытаний каждой трубы непозволительно и опасно».

Но разница в цене на стадии покупки новой трубы и бывшей в употреблении существенна – 30-50%. Именно этот фактор позволил сформироваться в России с начала 2000-х годов огромному рынку бывших в употреблении труб, емкость которого уже превышает по оценкам ФРТП, 1 млн тонн труб  год, а в перспективе грозит вырасти. Этому способствует накопившийся износ действующих магистральных и промысловых нефтегазопроводов и значительный объем насосно-компрессорных и бурильных труб, которые быстро изнашиваются в ходе растущих темпов добычи нефти и газа в более сложных и агрессивных условиях.

«В связи со значительным износом действующих магистральных нефте- и газопроводов, и особенно промысловых нефтепроводов, в ближайшие годы объемы выводимых из эксплуатации труб существенно увеличатся, соответственно, возрастет объем бывших в потреблении труб на сером рынке, что еще более усугубит ситуацию с неправомерным их применением в строительстве», — прогнозирует Игорь Малышев.

Тем не менее, в ФРТП убеждены, что введенные изменения в строительные своды правил позволят предотвратить ситуацию. «Введение таких запретов существенно, при должном контроле со стороны контрольно-надзорных органов, усложнит коррупционные схемы реализации б/у труб, что, в свою очередь, снизит риски возникновения аварий в строительстве и причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде», — отметил Игорь Малышев.

Вместе с тем, помимо введения запретов на применение б/у труб в строительстве, в профильных ведомствах планируют приступить к разработке технического регламента, который будет регулировать вопросы безопасности вторичного применения различных строительных материалов.

Заместитель директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга России Роман Куприн, принявший участие в семинаре ФРТП, отметил, что разработанная ведомством Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года позволит решить проблему переработки отходов и создать условия для законного вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственную деятельность. В рамках стратегии планируется разработка технического регламента на вторичные ресурсы, к которым относятся и б/у трубы, а также разработка требований их обязательной сертификации для использования в строительстве.

Все вышеперечисленные меры будут способствовать наведению порядка в сфере обращения стальных труб, бывших в употреблении, а также позволят четко регламентировать требования к такой вторичной продукции и определить, в каких строительных объектах их использование допустимо, а в каких — категорически запрещено, считают в ФРТП.

Николай Николаев

Скачать PDF