Экологии труба?

Износ основных фондов трубопроводного транспорта в Российской Федерации за последние годы вырос до критического уровня. Усугубляет проблему применение  бывших в употреблении стальных труб в магистральных трубопроводах. Эксперты предупреждают: бездействие может обернуться экологической катастрофой.

Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам газа (25% общемировых запасов), второе место по добыче нефти  (более 10 тыс.  баррелей в день), а российская магистральная трубопроводная система – также одна из крупнейших в мире – насчитывает более 230 тыс. км. Такой длины вполне хватит, чтобы обогнуть Землю шесть раз.  Однако  перед российским трубопроводным транспортом встала проблема старения: по данным Фонда развития трубной промышленности (ФРТП), более 20% магистральных трубопроводов и около 40% промысловых нефтепроводов России имеют возраст более 30 лет, тогда как расчетный срок безаварийной работы стальных нефтепроводов без антикоррозийной защиты около 15 лет. Темпы  замены труб, вместе с тем, крайне низки и составляют около 2-3% в год от общей протяженности.

Эксперты бьют тревогу: ситуация с износом основных фондов трубопроводного транспорта грозит России серьезными экологическими проблемами. По данным международной экологической организации Гринпис, ежегодно из-за износа оборудования происходит более 25 тыс. разливов нефти, в результате которых в почву и водные объекты попадает до 1,5 млн тонн углеводородов.

Стоит отметить, что критический износ проблема не только трубопроводного транспорта, но и коммунальной трубопроводной инфраструктуры: по данным Росстата, на конец 2015 года протяженность тепловых и паровых сетей в однотрубном исчислении, нуждающихся в замене, составила 100 тыс. км (29% от общей протяженности), для сетей водоснабжения и водоотведения этот показатель стремится к 43%. Однако при таком колоссальном износе темпы замены продолжают падать и составляют не более 2% в год от общей протяженности. Капитальный ремонт, по сути, уступил место аварийно-восстановительному. Говорить об эффективной и надежной работе трубопроводных сетей, а также о качественных и недорогих услугах ЖКХ, в данном случае не приходится.

Для преодоления накопившегося физического износа основных фондов трубопроводного транспорта, прежде всего, необходимо увеличить скорость замены трубопроводов минимум до 5%, в идеале до 10% в год от общей протяженности, а также внести изменения в природоохранное законодательство по отнесению выведенных из эксплуатации труб к опасным отходам, уверены специалисты ФРТП.

Кроме того, необходимо  ограничить продление норматива эксплуатации максимум двумя сроками – то есть десятью годами – для магистральных и промысловых трубопроводов, считают в ФРТП. Сегодня обязательных нормативных документов, регламентирующих срок службы магистральных трубопроводов в РФ, нет, есть только рекомендации: 20-25 лет для магистральных трубопроводов, 15 лет – для промысловых нефтепроводов без антикоррозионной защиты. Сейчас с учетом применения инновационной трубной продукции эти нормативы удалось увеличить для новых трубопроводов: для газопроводом до 50 лет, для нефтепроводов – 33 года.

«Стремление нефтегазодобывающих и транспортирующих компаний продлить срок службы трубопроводов понятно с точки зрения экономических показателей и извлечения максимально возможной прибыли  —  по достижению нормативного срока эксплуатации трубопровод должен быть ликвидирован, — комментирует Игорь Малышев, директор ФРТП. – Тем не менее, после обследования трубопровода контролирующими органами и, в случае положительного заключения о его способности и дальше выполнять заданные функции, срок его эксплуатации продлевается на 5 лет. На практике сроки продлеваются не раз, и не два, при этом, в ремонт самих трубопроводов для поддержания ими рабочих функций на должном безопасном уровне компании активно не вкладываются».

Более эффективным с экономической точки зрения шагом для предприятий ТЭК было бы приобретение новой отечественной трубной продукции, отмечает Игорь Малышев:  сегодня российская трубная промышленность готова удовлетворить спрос нефтегазовых компаний на любые объемы трубной продукции с самыми высокими техническими требованиями.

«За последние 16 лет российская трубная промышленность провела комплексную модернизацию: благодаря масштабным инвестициям – их объем к концу 2016 года превысил 470 млрд руб. –  ведущие трубные компании увеличили и модернизировали свои производственные мощности до 12,5 млн тонн в год, что позволило им удовлетворить пиковый спрос на трубную продукцию и, в том числе, закрыть 100% потребностей компаний ТЭК в одном из основных видов материалов для ведения добычи и транспортировки сырья».

Так, в 2016 году крупнейшие российские производители труб удовлетворили потребности «Газпрома» и Nord Stream 2 AG в продукции широкого сортамента: российские трубы большого диаметра используются в проектах «Северный поток – 2», «Ухта – Торжок-2» и «Сила Сибири».

Тем не менее, новая труба нередко проигрывает старой: применение бывших в употреблении труб не редкость при ремонтно-восстановительных работах, отмечают в ФРТП. На территории России известно более 150 предприятий, которые придают бывшим в употреблении трубам товарный вид: производят формальную очистку от загрязнений, ржавчины, старой изоляции и др.

Такая технология реализуется в короткие сроки при минимальных вложениях, но не предусматривает применения средств контроля для выявления скрытых внутренних дефектов, что существенно снижает надежность и безопасность всего трубопроводного объекта, кратно увеличивая риск возникновения на нем аварийной ситуации. В результате, ремонтные работы приходится проводить снова и снова.

Но разница в цене на стадии покупки новой трубы и бывшей в употреблении существенна – более чем вдвое. Именно этот фактор позволил сформироваться в России с начала 2000-х годов теневому рынку бывших в употреблении труб, емкость которого сегодня, по оценке экспертов, превышает 1 млн тонн труб в год. Данный рынок законодательно никак не урегулирован и в перспективе будет только расти из-за накопившегося износа действующих магистральных и промысловых трубопроводах, которые являются основными и постоянными источниками трубы, бывшей в эксплуатации, для вторичного серого рынка.

«В связи со значительным износом действующих систем трубопроводного транспорта, в ближайшие годы объемы выводимых из эксплуатации труб существенно увеличатся, соответственно, возрастет объем бывших в потреблении труб на сером рынке, что еще более усугубит ситуацию с их неправомерным применением для строительства различных инфраструктурных объектов, а также инженерных сетей ЖКХ», — прогнозирует Игорь Малышев.

Для урегулирования проблемы необходимо завершить внесение изменений в нормативно-техническую документацию и ужесточить государственный контроль и надзор с учетом установленных ограничений на повторное применение бывших в употреблении труб, однако реализовать эти шаги частично удалось пока только в сфере ЖКХ и некоторых областях строительства: в 2016 году по инициативе ФРТП в строительные своды правил, регламентирующих строительство и эксплуатацию объектов с использованием труб (водоснабжение, канализация, газоснабжение, строительство промысловых и прочих трубопроводов, возведение стальных конструкций и гидротехнических сооружений) внесены поправки, предусматривающие ограничение применения бывших в употреблении стальных труб.

«По экспертным оценкам, ежегодно в России для строительства различных объектов и ремонта в ЖКХ неправомерно используется вместо новых труб более 500 тыс. тонн бывших в употреблении труб. К сегодняшнему дню введены ограничения, которые регулируют около 60-70% рынка б/у труб и предусматривают запрет их использования», — отметил Игорь Малышев.

ФРТП продолжает разрабатывать предложения по внесению изменений в нормативно-правовые и нормативно-технические документы, взаимодействовать с надзорными органами в сфере строительства и охраны окружающей среды по вопросам разработки эффективных правовых и административных механизмов контроля за нарушениями, связанными с применением бывших в употреблении труб, проводить мониторинг строительства инфраструктурных объектов и сетей ТЭК на предмет незаконного использования стальных бывших в эксплуатации труб.

В частности, ФРТП выступает с инициативой запретить применение бывших в употреблении труб в сетях теплоснабжения, где последствия их использования несут прямую угрозу жизни и здоровья граждан: в СМИ нередко появляются сообщения о людях, провалившихся в ямы с кипятком после прорывов на теплотрассах.

Также необходимо разработать нормативные документы, регламентирующие такой важный этап жизненного цикла магистральных и промысловых трубопроводов как капитальный ремонт, уверены эксперты. В настоящее время эта деятельность, также как и сроки замены, не урегулированы.

ФРТП направил соответствующие предложения в профильные федеральные органы власти и рассчитывает на поддержку в данном вопросе со стороны Правительства Российской Федерации.

Скачать PDF