Б/у трубы: вне закона

Правовой вакуум в отношении бывших в употреблении труб ликвидирован: в 2017 году вступили в силу изменения в сфере технического регулирования в строительстве и положения природоохранного законодательства, призванные упорядочить ситуацию с оборотом б/у труб, резко сократить объемы их незаконного повторного использования и вывести из тени значительную часть этого рынка.

В 2017 году благодаря усилиям НО «Фонд развития трубной промышленности» и других добросовестных участников рынка металлопроката вступили в силу изменения природоохранного и градостроительного законодательства, направленные против неконтролируемого «восстановления» и использования стальных труб, бывших в употреблении.

«Эти изменения существенным образом повлияют на рынок стальных б/у труб, который приобрел за последнее десятилетие, в основном, теневой характер, — комментирует директор ФРТП Игорь Малышев. — Новые требования ликвидируют существовавший ранее правовой вакуум в этой сфере и вводят обязательные требования, которые участники рынка должны будут соблюдать, если хотят работать легально».

По данным ФРТП, участниками теневого рынка б/у труб являются более двухсот различных компаний, которые занимаются демонтажем, перевозкой, очисткой, реставрацией и продажей бывших в употреблении труб и деятельность которых, до недавнего времени, не регламентировалась законодательством. Требования ко вторичному применению стальных труб также не были установлены, что привело к сложным социальным, экологическим и экономическим последствиям.

Так, по экспертным данным, для строительства и ремонта объектов ЖКХ ежегодно используется в среднем около 500 км б/у труб сомнительного качества. В результате, не проходит недели без того, чтобы СМИ не сообщили о прорыве коммунального трубопровода сразу после его строительства или ремонта: за период с 2013 по 2017 гг. было зафиксировано более 2800 аварий в системах тепло- и водоснабжения, имевших различные последствия. В частности, от разливов кипятка погибли 43 человека и 144 человека получили травмы различной степени тяжести, а суммарный ущерб, причиненный бюджетам всех уровней в результате аварий и устранения их последствий за этот период, оценивается экспертами более чем в 8,8 млрд рублей. По выявленным нарушениям заведены административные и уголовные дела.

При этом ситуация с авариями в сетях ЖКХ и незаконным применением б/у труб разворачивается на фоне катастрофического роста показателя изношенности трубопроводных систем. По данным Росстата, протяженность водопроводных сетей в России составляет более 500 тыс. км, тепловых – 250 тыс. км, газовых – 300 тыс. км. Одновременно до 80% трубопроводов тепловых сетей в стране превысило срок безаварийной службы, из которых более 30% требуют срочной замены. Протяженность сетей водоснабжения и канализации, нуждающихся в замене, превышает 43% от общей протяженности.

Внешне бывшая в употреблении труба, после придания ей товарного вида, практически не отличается от новой, отмечают специалисты ФРТП, но с точки зрения технических свойств и эксплуатационных характеристик ее нельзя рассматривать как надежную продукцию. Однако для покупателей решающую роль играет цена – б/у труба стоит на 30–50% дешевле новой.

«Накопление в б/у трубах структурных изменений и повреждений механической, физической и коррозийной природы приводит к снижению пластичности, термоциклической долговечности и сопротивления хрупкому разрушению материала труб, — комментирует Игорь Малышев. — Остаточный технический ресурс отработавших труб не гарантирует надежность и не обеспечивает нормативную долговечность инженерных коммуникаций, построенных из б/у труб».

До недавнего времени практически любой предприниматель мог при желании заняться демонтажем, перевозкой, очисткой, реставрацией и продажей б/у труб – законодательство не чинило препятствий. В результате, начиная с 2000-х гг., этот специфический рынок быстро рос и к настоящему времени, по оценкам ФРТП, превышает 1 млн т в год.

В 2017 году вступили в силу изменения в сводах правил, предусматривающие запрет на применение б/у труб в зданиях и сооружениях повышенного и нормального уровня ответственности: в сетях водоснабжения, канализации, газоснабжения, в гидротехнических сооружениях, а также в качестве стальных конструкций, подвергающихся воздействию постоянных нагрузок. Эти изменения зафиксированы в соответствующих документах:
1. СП 16.13330.2011 «СНиП II-23-81* Стальные конструкции»
2. СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений».
3. СП 24.13330.2011 «СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты»
4. СП 25.13330.2011 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах»
5. СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»
6. СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения»
7. СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы»
8. СП 58.13330.2012 «СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Общие положения»
9. СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2012. Газораспределительные системы»
10. СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87» Несущие и ограждающие конструкции
11. СП «Сооружения морские причальные. Правила проектирования и строительства» (новый СП)
12. СП 100.13330.2011 «СНиП 2.06.03-85 Мелиоративные системы и сооружения»
13. СП 277.1325800.2016 «Сооружения морские берегозащитные. Правила проектирования».

«Введение этих ограничений при должном внимании со стороны контрольно-надзорных органов существенно снизит риски аварий и коррупционную составляющую при реализации б/у труб в строительстве», — комментирует Игорь Малышев.

Между тем профильные ведомства планируют приступить к разработке технического регламента, который будет регулировать вопросы безопасности вторичного применения различных строительных материалов. В частности, в Научно-исследовательском и проектном институте строительных металлоконструкций им. Н.П. Мельникова уже приступили к разработке стандарта ГОСТ Р «Трубы стальные бывшие в употреблении для строительных конструкций. Технические условия», в котором планируется прописать четкие требования к б/у трубам и определить, в каких конструкциях их использование допустимо, а в каких – категорически запрещено.

Кроме того, правительство РФ утвердило (постановление N 84-Р от 25 января 2018 г.) «Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», одной из задач которой является вовлечение отходов в хозяйственный оборот. В рамках реализации данной Стратегии Минпромторг России планирует создать технические регламенты на вторичные ресурсы, к которым относятся и б/у трубы, а также установить требования их обязательной сертификации для использования в строительстве.

Также в 2017 году Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) отнесла бывшие в употреблении стальные трубы к IV классу опасности (см. табл.). Теперь деятельность, связанная со сбором, хранением, транспортировкой, обработкой, утилизацией таких труб подпадает под требования Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и классифицируется как обращение с опасными отходами. Тем, кто осуществляет подобную деятельность, необходимо иметь соответствующую лицензию и выполнять требования природоохранного законодательства, за нарушения которых предусмотрена административная и уголовная ответственность (12 статей КоАП и 8 статей УК РФ).

Классификация бывших в употреблении нефтегазопроводных труб

Код отхода по ФККО

Наименование отхода

4 69 521 11 51 4

трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции

4 69 521 12 51 4

трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией

4 69 521 13 51 4

трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией

4 69 522 12 51 4

трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией

4 69 522 13 51 4

трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией

4 69 532 11 52 4

трубы стальные инженерных коммуникаций (кроме нефте-, газопроводов) с битумно-полимерной изоляцией отработанные

«Предприятия нефтегазового комплекса осуществляют демонтаж труб собственными силами или с помощью подрядных организаций и при этом нередко допускаются разливы углеводородов, -отмечает Игорь Малышев. — Сами трубы практически бесконтрольно реализуются на рынке как бывшие в употреблении или в качестве металлолома. Обычно их покупают для последующей перепродажи. Покупатели производят очистку примитивными способами – чаще всего, просто выжигают остатки нефти (или конденсата) и старой изоляции, не заботясь о том, что продукты горения попадают в атмосферу, почву и водную среду».

В соответствии с новыми законодательными требованиями собственники объектов, где образуются б/у трубы, обязаны паспортизировать этот вид отхода и информировать Росприроднадзор о его наличии и количестве. К работам по демонтажу могут допускаться только те организации, у которых есть лицензия на право обращения с опасными отходами данной категории. Дальнейшая реализация б/у труб должна осуществляться специализированными компаниями с лицензией на транспортировку, обезвреживание и утилизацию опасных отходов – то есть, в зависимости от вида деятельности, которую они планируют в отношении отработанных труб. При этом транспортирование б/у труб должно выполняться с соблюдением требований безопасности на дорогах, которые по уровню требований не уступают перевозке опасных грузов. Обезвреживание и утилизацию также необходимо производить по технологии, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Новое законодательство позволит упорядочить рынок б/у труб и минимизировать возможные риски от их незаконного применения. В первую очередь, необходимо добиться соблюдения правил и норм, которые уже вступили в силу, считают в ФРТП. «В целом, ситуация с неправомерным применением б/у труб на инфраструктурных объектах, а также объектах ЖКХ, остается критической и требует постоянного контроля со стороны надзорных органов, — отмечает Игорь Малышев. – В тоже время, по имеющимся у нас сведениям, более 95% предприятий, занятных демонтажем и реставрацией бывших в употреблении труб, продолжают работать с грубыми нарушениями природоохранного законодательства, нанося непоправимый ущерб окружающей среде».

Со своей стороны, для решения этой проблемы ФРТП планирует разработать и реализовать программу действий, направленных на то, чтобы ввести рынок б/у труб в сформированное правовое поле, усилить контроль за качеством б/у труб и продолжить совершенствование нормативных требований в этой сфере. Кроме того, в 2018 году ФРТП планирует добиться введения полного запрета на применение б/у труб в ЖКХ для тепловых сетей.
«В целом, эти усилия положительно скажутся на рынке трубной продукции и, главное, на экологической и социальной обстановке в российских городах, поскольку ограничат экологический демпинг со стороны реставраторов б/у труб и поставят барьер незаконному использованию б/у труб в строительстве», — резюмирует Игорь Малышев.