- 17.12.2020
- Категория: Рынок, Важная информация
В 2020 году проблема нехватки лома черных металлов для загрузки отечественных металлургических предприятий обострилась из-за резкого сокращения заготовки лома на фоне пандемии, отметил директор НО «Фонд развития трубной промышленности» Игорь Малышев 15 декабря 2020 года в ходе онлайн-брифинга организации, посвященного итогам работы отечественной трубной промышленности.
«В течение последних десяти лет для большинства стран постсоветского пространства характерна долгосрочная тенденция исчерпания запасов качественного легкодоступного лома, связанная с существенным превышением объемов заготовки лома над объемами металлоинвестиций в 1990-х и 2000-х годах, – отметил директор ФРТП. – Например, в Украине за последнее десятилетие заготовка лома упала в три раза, в Казахстане – почти в два раза, в России заготовка лома стабилизировалась на уровне 25-27 млн тонн, однако в 2019 и 2020 годах она также стала снижаться».
Сегодня все электрометаллургические предприятия страны испытывают существенные сложности с обеспечением производственного процесса качественным ломом, а цены на лом достигли исторического максимума, подчеркнул Игорь Малышев.
Загрузка электросталеплавильных мощностей в России сегодня, в среднем, не превышающая 60%, имеет значимый потенциал для роста. Основной сдерживающий фактор – высокие цены на лом, не позволяющие ряду электрометаллургических заводов рентабельно производить металлопродукцию из металлолома. Так, разница между мировыми ценами стальной заготовки и ценой лома черных металлов на внутреннем рынке – основной фактор, определяющий уровень рентабельности и загрузки электросталеплавильных мощностей, – снижается в течение последних трех лет.
Из-за пандемии и ограничения импорта из Казахстана поставки лома на российские металлургические заводы в январе-ноябре 2020 года снизились на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом использование лома в шихте снизилось за аналогичный период незначительно – на 4%.
Нехватка сырья привела к росту цен на лом черных металлов (с января по ноябрь 2020 года средняя стоимость лома без доставки на заводы уже выросла на 35% с 14,5 тыс. руб. до 19,5 тыс. руб. за тонну) и срыву планов по формированию зимних запасов лома (сокращение на 30%). Если не вводить регуляторных мер, из-за нехватки сырья в следующем году неизбежен отказ от выполнения заказов на 2-3 млн тонн металлопродукции, что повлечет снижение налоговых поступлений и сокращение рабочих мест.
Несмотря на дефицит лома на внутреннем рынке, его экспорт из России в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, активно продолжается и вырастет с 3,3 млн тонн в 2019 году до 3,7 млн тонн в 2020 году.
«Важно отметить, что Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия, а также Украина столкнулись с проблемой дефицита лома черных металлов и применяют различные действенные меры, регулирующие его экспорт (высокие экспортные пошлины, административные запреты, квотирование, лицензирование экспорта). Действующая в России вывозная пошлина на лом черных металлов в размере 5% не позволяет перенаправить его с экспортных направлений для обеспечения потребности российских заводов», – комментирует Игорь Малышев.
В сложившихся условиях единственный способ сохранить и в перспективе увеличить выплавку электростали – переориентация части экспорта на внутренний рынок, что возможно оперативно реализовать путем повышения ставки вывозной таможенной пошлины, подчеркнул глава ФРТП.
«Увеличение вывозной пошлины до 15%, но не менее 45 евро за тонну, позволит повысить загрузку электросталеплавильных мощностей российских предприятий, решить задачи сохранения занятности в период пандемии и увеличения несырьевого экспорта, а также увеличить поступления налогов и сборов на 20 млрд руб. в год», – резюмировал Игорь Малышев.
Одновременно с увеличением вывозной пошлины ФРТП считает целесообразным для экспортеров, осуществляющих поставки лома из удаленных от российских заводов регионов (например, Калининградская область, Камчатка, Сахалин, север Красноярского края, все северные территории и острова и др.), установить тарифную квоту на беспошлинный экспорт лома. Критерием для получения квоты может быть территориальная удаленность пункта пропуска, через который вывозиться лом, от потребителей лома в России. Это будет стимулировать рост заготовки «сложнодоступного» лома и улучшит экологическую обстановку в таких регионах.