- 20.03.2018
- Источник: Журнал "Вестснаб"
- Категория: Пресс-центр
Новые положения природоохранного законодательства и изменения в сфере технического регулирования, вступившие в силу в 2017 году, призваны решить одну из самых острых проблем российского рынка металлопроката – незаконную «реставрацию» и поставку бывших в употреблении труб под видом новых.
По данным Росстата, протяженность водопроводных сетей в России составляет более 500 тыс. км, тепловых – 250 тыс. км, газовых – 300 тыс. км. Но сегодня до 80% трубопроводов тепловых сетей в стране превысило срок безаварийной службы, из которых более 30% требуют срочной замены. Осложняет проблему катастрофического износа труб и то обстоятельство, что для строительства и ремонта трубопроводных инженерных систем ежегодно используется более 500 км бывших в употреблении труб.
Внешне такая труба, если ей придан товарный вид, практически не отличается от новой. Для не слишком требовательных покупателей решающую роль при этом играет цена: бывшая в употреблении труба стоит на 30–50% дешевле. Однако с точки зрения технических свойств и эксплуатационных характеристик ее нельзя рассматривать как полноценную замену новой, отмечают эксперты.
«Накопление в б/у трубах структурных изменений и повреждений механической, физической и коррозийной природы приводит к снижению пластичности, термоциклической долговечности и сопротивления хрупкому разрушению материала труб, — комментирует Игорь Малышев, директор НО «Фонд развития трубной промышленности». — Остаточный технический ресурс отработавших труб не гарантирует надежность и не обеспечивает нормативную долговечность инженерных коммуникаций, построенных из б/у труб».
По данным ФРТП, сегодня на территории России работают более 200 предприятий, так называемых «реставраторов», которые придают товарный вид бывшим в употреблении трубам, очищая их от грязи, ржавчины, старой изоляции и др. «Эти операции проводятся при минимальных затратах и, как правило, без применения средств контроля для выявления внутренних дефектов, накопившихся в ходе первичной эксплуатации. «Восстановленная» таким способом труба, поступая, например, на объект ЖКХ, становится уязвимым звеном для всей системы, резко повышая риск аварий, из-за которых ремонтные работы приходится потом проводить заново», — поясняет Игорь Малышев.
По оценкам Мосводоканала, средняя стоимость ликвидации одной аварии на трубопроводной сети с раскопкой составляет в среднем 116 тыс. руб. Эксперты ФРТП, за последние пять лет зафиксировали, по данным СМИ, на территории России более 2880 случаев аварий в системах тепло- и водоснабжения по причине изношенности труб и оценивают ущерб, причиненный бюджетам всех уровней, в более чем 8,8 млрд руб. Но есть не только финансовые потери: в результате аварий погибло более 40 человек, более 140 человек получили травмы различной степени тяжести. По выявленным нарушениям заведены административные и уголовные дела.
До недавнего времени практически любой предприниматель мог при желании заняться демонтажем, перевозкой, очисткой, реставрацией и продажей б/у труб – законодательство не чинило препятствий. Такой бизнес оказался весьма прибыльным, тем более, что, преимущественно, он носит теневой характер. В результате, начиная с 2000-х гг., этот специфический рынок быстро рос и к настоящему времени, по оценкам ФРТП, превышает 1 млн т в год.
Однако в 2017 году благодаря усилиям ФРТП и других добросовестных участников рынка вступили в силу новые положения природоохранного законодательства, предусматривающие существенные ограничения в использовании отработанных стальных нефтегазопроводных труб – именно они, в основном, попадают на вторичный рынок. Кроме того, внесены изменения в строительные своды правил: теперь запрещается вторичное применение металлопроката в большинстве типов зданий и сооружений нормального и повышенного уровня ответственности.
Так, 2017 году Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) отнесла бывшие в употреблении стальные трубы к IV классу опасности. Теперь деятельность, связанная со сбором, хранением, транспортировкой, обработкой, утилизацией таких труб подпадает под требования Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и классифицируется как обращение с опасными отходами. Тем, кто осуществляет подобную деятельность, необходимо иметь соответствующую лицензию и выполнять требования природоохранного законодательства, за нарушения которых предусмотрена административная и уголовная ответственность (12 статей КоАП и 8 статей УК РФ).
В частности, в соответствии с новыми законодательными требованиями, собственники объектов, где образуются б/у трубы, обязаны паспортизировать этот вид отхода и информировать Росприроднадзор о его наличии и количестве. К работам по демонтажу могут допускаться только те организации, у которых есть лицензия на право обращения с опасными отходами данной категории и только при наличии утвержденной технологии, которая предусматривает минимальное воздействие на окружающую среду. Дальнейшая реализация б/у труб должна осуществляться специализированными компаниями с лицензией на транспортировку, обезвреживание и утилизацию опасных отходов – то есть, в зависимости от вида деятельности, которую они планируют в отношении отработанных труб. При этом транспортирование б/у труб должно выполняться с соблюдением требований безопасности на дорогах, которые по уровню требований не уступают перевозке опасных грузов. Обезвреживание и утилизацию также необходимо производить по технологии, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Изменения коснулись и сферы строительства. В 2017 году в 13 сводах правил вступили в силу изменения, предусматривающие запрет на применение б/у труб в зданиях и сооружениях повышенного и нормального уровня ответственности: в сетях водоснабжения, канализации, газоснабжения, в гидротехнических сооружениях, а также в качестве стальных конструкций, подвергающихся воздействию постоянных нагрузок. Введение этих ограничений при должном внимании со стороны контрольно-надзорных органов существенно снизит риски аварий и коррупционную составляющую при реализации б/у труб в строительстве.
«При должном контроле со стороны контрольно-надзорных органов существующие ограничения на использование б/у труб существенно усложнит коррупционные схемы реализации б/у труб, что, в свою очередь, снизит риски возникновения аварий в строительстве и причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде», — отметил Игорь Малышев.
Сегодня важно добиться соблюдения правил и норм, которые уже вступили в силу, подчеркивает директор ФРТП. Так, по имеющимся у организации сведениям, более 95% предприятий, занятных демонтажем и реставрацией бывших в употреблении труб, продолжают работать с грубыми нарушениями природоохранного законодательства. Поэтому ФРТП одной из важнейших своих задач сегодня считает реализацию программы действий, направленных на то, чтобы ввести рынок б/у труб в сформированное правовое поле, усилить контроль за их качеством и продолжить совершенствование нормативных требований в этой сфере. В целом эти усилия положительно скажутся на качестве трубной продукции для конечного потребителя, поскольку поставят барьер незаконному использованию в строительстве опасного фальсификата, которым и являются бывшие в употреблении трубы, уверены в организации.