Во время визита Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки в Пекин между странами были достигнуты договоренности о производственном и инвестиционном сотрудничестве на Дальнем Востоке.
Как сообщает официальный сайт Минвостокразвития, они связаны с инициативой КНР о возможном переводе китайских предприятий на территорию Дальнего Востока с учетом обязательного соблюдения установленных в России экологических требований.
В качестве приоритетных отраслей, мощности которых могут пойти "на экспорт", КНР называет строительную индустрию, металлургию, энергетику, машиностроение, судостроение, химическую, текстильную, цементную промышленность, сферу телекоммуникаций, сельское хозяйство.
Как отметил директор департамента развития промышленности Северо-Восточных провинций КНР Государственного комитета по развитию и реформе Китая (ГКРР) Чжоу Цзяньпин, на слова которого ссылается Минвостокразвития, китайская сторона намерена активно привлекать частные и государственные компании к реализации подобных проектов.
Российская сторона готова к взаимодействию, подтвердил представитель российского министерства Рустам Макаров, подчеркнув, что новые предприятия, создаваемые в рамках территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, получают существенные налоговые льготы и административные преференции.
— Мы готовы принять китайские предприятия и создавать совместные экспортоориентированные производства на дальневосточной территории, — заявил он.
По итогам встречи стороны приняли решение о создании механизма регулярных консультаций и обмена информацией в сфере инвестиционного сотрудничества между Минвостокразвития России и ГКРР. Договоренность о взаимодействии между ведомствами была зафиксирована в Меморандуме о взаимопонимании по укреплению российско-китайского регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке.
Источник: 06.04.2016 Российская газета, текст: Анна Бондаренко
Комментирует Директор НО "Фонд развития трубной промышленности", Член Общественной Палаты Российской Федерации Олег Калинский:
«Я всецело поддерживаю развитие Дальнего Востока. Но, реализуя перенос китайских производственных мощностей на территорию России, очень важно помнить, что Китай будет исходить только из своих собственных интересов. Сегодня на уровне Правительства Российской Федерации, в Минпромторге России и в Минэкономразвития России активно обсуждается нецелесообразность предоставления государственной поддержки тем промышленным проектам, которые создают новые избыточные мощности. То есть, крайне неэффективно сегодня направлять государственные средства (будь то федеральные, региональные, муниципальные инструменты поддержки) на создание промышленных предприятий, создающих продукцию, которая в России, во-первых, уже успешно освоена частными компаниями, во-вторых, является конкурентоспособной на любом рынке, в-третьих, сбыт которой сегодня осложнен общим падением спроса и торможением российской экономики.
Давайте возьмем простой пример: черная металлургия. Китай сегодня объявляет о том, что активно сокращает собственные мощности по выплавке стали на 100-150 миллионов тонн, закрывает около 4300 угольных шахт с общим объемом производства около 700 миллионов тонн в год. Зачем? Потому что они избыточные для страны, под них нет внутреннего платежеспособного спроса. Более того, Китай является мировым лидером (точнее даже анти-лидером) по количеству проводимых в отношении китайской стальной продукции антидемпинговых и компенсационных расследований в других странах мира, где китайская продукция поставляется по демпинговым или субсидированным ценам. И теперь Китай идет к нам, еще и, пытаясь использовать государственную поддержку, но уже нашу, российскую.
Риск прост. Китайские мощности, созданные на деньги российских налогоплательщиков, в условиях падения спроса в долгосрочной перспективе в основных потребляющих стальную продукцию отраслях (строительство, автомобиле-, машиностроение и т.д.), начнут конкурировать на нашей же территории, в России и в ЕАЭС, с российскими предприятиями, вытесняя нас с рынка за счет более привлекательных цен, которые будут следствием более низкой себестоимости за счет господдержки.
Очень хотел бы, чтобы этот риск был скурпулезно просчитан Минвостокразвития России совместно с Минпромторгом России, другими органами власти и экспертами. Потом может быть слишком поздно».