Устранение существующих проблем в природоохранном законодательстве будет способствовать повышению экологической безопасности систем трубопроводного транспорта и процессов добычи углеводородов, а также существенно ограничит рынок бывших в употреблении труб, уверены в Фонде развития трубной промышленности.
Российская система трубопроводного транспорта – одна из крупнейших в мире: ее протяженность составляет более 230 тыс. км. Однако, по экспертным оценкам, более 20% магистральных трубопроводов и около 40% промысловых нефтепроводов имеют возраст более 30 лет. При этом темпы их замены продолжают оставаться невысокими. По данным международной экологической организации Гринпис, ежегодно из-за износа трубопроводов и оборудования происходит более 25 тыс. разливов, в результате которых в почву и водные объекты попадает до 1,5 млн тонн углеводородов, что грозит России серьезными экологическими последствиями.
Ситуация усугубляется тем, что обязательных нормативных документов, регламентирующих срок службы трубопроводов в РФ, не существует, в результате чего срок эксплуатации на основании определения остаточного ресурса и заключения экспертизы промышленной безопасности продлевается неоднократно, отмечают в Фонде развития трубной промышленности (ФРТП).
«Имеет место ситуация, когда после обследования трубопровода контролирующими органами и, в случае положительного заключения о его способности и дальше выполнять заданные функции, срок эксплуатации трубопровода продлевается еще не раз, и не два», — комментирует Игорь Малышев, директор ФРТП.
Стремление нефтегазодобывающих и транспортирующих компаний продлить срок службы трубопроводов понятно с точки зрения экономических показателей и извлечения максимально возможной прибыли. Однако сегодня российская трубная промышленность готова удовлетворить спрос нефтегазовых компаний на любую трубную продукцию с гарантированынм сроком службы, подчеркивают в ФРТП. За последние 17 лет отечественная трубная отрасль провела комплексную модернизацию: благодаря масштабным инвестициям – их объем к концу 2017 года превысил 500 млрд руб. — ведущие трубные компании увеличили и модернизировали свои производственные мощности до 12,5 млн тонн в год, что позволило им удовлетворить пиковый спрос на трубную продукцию и, в том числе, закрыть 100% потребностей компаний ТЭК в одном из основных видов материалов для ведения добычи и транспортировки сырья.
«По нашим подсчетам, если бы доля импорта в закупках нефтегазовых компаний сохранялась на прежнем уровне, валютные расходы российского ТЭК составили бы как минимум более $600 млн ежегодно, — комментирует Игорь Малышев. — То есть российская экономика попросту теряла бы эти деньги».
При этом для решения проблемы неограниченного продления срока эксплуатации трубопроводов ФРТП предлагает упорядочить и конкретизировать обязательные требования при продлении срока эксплуатации магистральных и промысловых трубопроводов. В частности, в ФРТП предлагают ввести в действующий алгоритм ликвидации магистральный и промысловых трубопроводов включение в состав проектной документации раздела по утилизации отходов, проведение обязательной экологической экспертизы, выдачу заключения о соответствии выполненных работ проектной документации после ликвидации опасного производственного объекта.
Помимо этого, предлагается рассмотреть возможность повышения ответственности эксплуатирующих организаций за правонарушения, связанные с невыполнением требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов как в случае возникновения аварийных ситуаций, так и в процессе ликвидации трубопроводов.
Так, в марте 2018 года завершился сбор замечаний и предложений к проекту федерального закона №376543-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования». Целью документа является установление мер административной ответственности за правонарушения, связанные с невыполнением предусмотренных законодательством требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, непредставлением, несвоевременным представлением, представлением не в полном объеме или представлением заведомо недостоверных сведений о мероприятиях по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, существующие требования к процессам консервации и ликвидации трубопроводов также требуют существенной доработки, отмечают в ФРТП. В частности, в ходе процесса консервации и ликвидации трубопровод исключатся из Государственного реестра опасных производственных объектов Ростехнадзора, в результате чего контроль его технической и экологической безопасности не осуществляется, а допустимые сроки консервации и ликвидации не регламентированы или необоснованно раздуты. Вместе с тем положения Статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не предполагают обязательное получение положительного заключения государственной экологической экспертизы документации на консервацию и ликвидацию, которые напрямую сопряжены с воздействием на окружающую среду и образование опасных отходов в процессе демонтажа линейной части трубопровов.
Тем не менее, ситуация в скором времени может измениться: в марте 2018 года вступил в силу приказ Ростехнадзора «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов», в соответствии с которым консервация и ликвидация проводится на основе документации, подлежащей экспертизе промышленной безопасности. В процессе ликвидации должны быть обеспечены следующие мероприятия: предотвращение загрязнения окружающей среды; утилизация отходов производства; утилизация оборудования и труб; рекультивация нарушенных земель. Срок консервации определяется проектной организацией, но не должен превышать 3 лет со дня принятия решения о консервации, ликвидация должна быть произведена в срок не позднее 5 лет со дня принятия решения о ликвидации, однако основания для принятия такого решения четко не установлены.
Помимо этого, ФРТП предлагают дополнить действующий алгоритм консервации магистральных и промысловых трубопроводов включением в состав проектной документации раздела по утилизации отходов, проведением экологической экспертизы ограничением срока максимальной консервации и количества возможных консерваций, по истечении срока консервации обязанность ликвидировать объект в разумные сроки.
Государственные органы обратили внимание и на существующие проблемы экологического ущерба в ходе процесса демонтажа отработавших свой ресурс труб, который до недавнего времени осуществлялся без должного применения природоохранных технологий. В результате нередко происходили разливы углеводородов, что крайне негативно влияло на экологическую обстановку в стране, а демонтированные трубы далее практически бесконтрольно реализовывались на вторичном рынке.
Покупатели этих труб, подготавливая их для последующей перепродажи под видом новых, производят очистку примитивными способами – чаще всего, просто выжигают остатки нефти (или конденсата) и старой изоляции, не заботясь о том, что продукты горения попадают в атмосферу, почву и водную среду. Это самый дешевый и самый варварский способ реставрации труб, наносящий колоссальный ущерб экологии. Борясь за снижение издержек, они не применяют природоохранных технологий, так как это приводит пусть к незначительному, но удорожанию производства. Сегодня в России, по данным ФРТП, работают более 200 таких предприятий — так называемых «реставраторов».
Внешне отреставрированная труба практически не отличается от новой. Однако с точки зрения технических свойств и эксплуатационных характеристик ее нельзя рассматривать как полноценную замену новой, так как накопление в ходе первичной эксплуатации структурных изменений и повреждений механической, физической и коррозийной природы приводит к снижению пластичности, термоциклической долговечности и сопротивления хрупкому разрушению материала труб. Остаточный технический ресурс отработавших труб не гарантирует надежность и не обеспечивает нормативную долговечность объектов, построенных из б/у труб.
Тем не менее, такие трубы незаконно применяются при строительстве и ремонте сетей тепло- и водоснабжения, гражданского и промышленного строительства и т.д. Решающую роль при этом играет цена: бывшая в употреблении труба стоит на 30-50% дешевле новой. В результате, б/у труба поступает, например, на объект ЖКХ и становится уязвимым звеном для всей системы, резко повышая риск аварий, из-за которых ремонтные работы приходится потом проводить заново. По оценке ФРТП, ежегодно для строительства и ремонта трубопроводных инженерных систем незаконно используется более 500 км бывших в употреблении труб. При этом ситуация разворачивается на фоне катастрофического роста показателя изношенности трубопроводных систем (например, до 80% трубопроводов тепловых сетей в РФ превысило срок безаварийной службы, из которых более 30% требуют срочной замены).
В ФРТП за последние пять лет зафиксировали, по данным СМИ, на территории России более 2880 случаев аварий в системах тепло- и водоснабжения по причине изношенности труб и оценивают ущерб, причиненный бюджетам всех уровней, в более чем 8,8 млрд руб. (по оценкам Мосводоканала, средняя стоимость ликвидации одной аварии на трубопроводной сети с раскопкой составляет в среднем 116 тыс. руб.) Но есть не только финансовые потери: в результате аварий погибло более 40 человек, более 140 человек получили травмы различной степени тяжести. По выявленным нарушениям заведены административные и уголовные дела.
До недавнего времени практически любой предприниматель мог при желании заняться демонтажем, перевозкой, очисткой, реставрацией и продажей б/у труб – законодательство не чинило препятствий. Такой бизнес оказался весьма прибыльным, тем более, что, преимущественно, он носит теневой характер. В результате, начиная с 2000-х гг., этот специфический рынок быстро рос и к настоящему времени, по оценкам ФРТП, превышает 1 млн тонн в год.
Этот рынок законодательно урегулирован не был, однако в 2017 году наряду с внесением изменений в строительные своды правил, запретивших вторичное применение металлопроката в большинстве типов зданий и сооружений нормального и повышенного уровня ответственности, вступили в силу новые положения природоохранного законодательства, регулирующие деятельность по обращению с отработанными стальными нефтегазопроводными трубами. Так, в 2017 году Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) отнесла бывшие в употреблении стальные трубы к IV классу опасности (см. табл.). Теперь деятельность, связанная со сбором, хранением, транспортировкой, обработкой, обезвреживанием, утилизацией таких труб подпадает под требования Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и классифицируется как обращение с опасными отходами. Тем, кто осуществляет подобную деятельность, необходимо иметь соответствующую лицензию и выполнять требования природоохранного законодательства, за нарушения которых предусмотрена административная и уголовная ответственность (12 статей КоАП и 8 статей УК РФ).
Классификация бывших в употреблении нефтегазопроводных труб
Код отхода по ФККО | Наименование отхода |
4 69 521 11 51 4 |
трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции |
4 69 521 12 51 4 | трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией |
4 69 521 13 51 4 | трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией |
4 69 522 12 51 4 |
трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией |
4 69 522 13 51 4 |
трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией |
4 69 532 11 52 4 | трубы стальные инженерных коммуникаций (кроме нефте-, газопроводов) с битумно-полимерной изоляцией отработанные |
В соответствии с новыми законодательными требованиями собственники объектов, где образуются б/у трубы, обязаны паспортизировать этот вид отхода и информировать Росприроднадзор о его наличии и количестве. К работам по демонтажу могут допускаться только те организации, у которых есть лицензия на право обращения с опасными отходами данной категории и только при наличии утвержденной технологии, которая предусматривает минимальное воздействие на окружающую среду. Дальнейшая реализация б/у труб должна осуществляться только после обезвреживания или компаниям с лицензией на транспортировку, обезвреживание и обработку данного типа опасных отходов. При этом обезвреживание и обработку необходимо осуществлять по технологии, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а транспортирование б/у труб должно выполняться с соблюдением норм безопасности на дорогах, которые по уровню требований не уступают перевозке опасных грузов.
Новое законодательство позволит упорядочить рынок б/у труб и минимизировать экологические риски. Несмотря на то, что сегодня имеется большой объем труб в составе действующих магистральных и промысловых нефтегазопроводов, которые достигли высокой степени износа, теперь деятельность по их демонтажу и дальнейшей реализации четко регламентируется в соответствии с 89-ФЗ, и есть основания полагать, что разливы углеводородов и другой вред окружающей среде будет сведен к минимуму. Кроме того, экологи намерены добиться, чтобы к отходам IV класса опасности были также отнесены отработавшие свой ресурс насосно-компрессорные и бурильные трубы. Объем их выбывания значительно возрос за последнее время в связи с возрастающими темпами добычи нефти и газа в более сложных условиях и агрессивной среде.
Таким образом, новое природоохранное законодательство ориентировано на предупреждающие мероприятия, призванные предотвратить негативные воздействия на окружающую среду, тогда как ранее Росприпроднадзор вмешивался только в случае возникновения аварий и нанесении существенного ущерба экологии. В тоже время новая модель предполагает разработку и внедрение новых технологий в сфере обращения с опасными отходами.
Вместе с тем правительство Российской Федерации утвердило (постановление N 84-Р от 25 января 2018г.) «Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». Одной из задач Стратегии является вовлечение отходов в хозяйственный оборот. В рамках реализации данной Стратегии Минпромторг России планирует разработать технический регламент на вторичные строительные ресурсы, к которым относятся и б/у трубы, а также выработать критерии, позволяющие безопасно их использовать в строительстве.
Однако, несмотря на внедрение нового природоохранного законодательства, по данным ФРТП, более 95% предприятий, занятых демонтажем и реставрацией бывших в употреблении труб, продолжают работать с грубыми нарушениями. При должном контроле со стороны надзорных органов деятельность по «реставрации» и реализации б/у труб должны быть упорядочена в ближайшее время, что, в свою очередь, снизит риски возникновения аварий в строительстве и причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.