- 14.09.2017
- Источник: Журнал "Коммунальный комплекс России"
- Категория: Пресс-центр
Не проходит недели без того, чтобы СМИ не сообщили о прорыве коммунального трубопровода в том или ином городе России: за последние четыре года произошло более двух тысяч таких аварий, имевших различные последствия, в том числе, и для здоровья людей. Нередко причина прорывов — незаконное использование бывших в употреблении труб. Статистика Росстата удручает: протяженность тепловых и паровых сетей, нуждающихся в замене, по состоянию на 2016 год составляла 100 тыс. км или 29% от общей протяженности, сетей горячего и холодного водоснабжения, канализации — 245,6 тыс. км или 43% от общей протяженности. При этом показатель замены снижается год от года, например, в 2005 году темп замены изношенных тепловых сетей в России составил 13%, тогда как в 2016 году этот показатель упал на 48%. Капитальный ремонт, по сути, уступил место аварийно-восстановительному. В тоже время, статистика по числу аварий на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях неуклонно снижается: по итогам 2016 года число аварий снизилось в 4,8 раза по сравнению с 2005 годом, с 27, 6 тыс. до 5,7 тыс. случаев, что выглядит несколько странно с учетом падающих темпов замены.
Говорить об эффективной и надежной работе трубопроводных сетей, а также о качественных и недорогих услугах ЖКХ, в данном случае не приходится. За последний год показатель потерь тепловой энергии вырос на 10%, что не могло не ударить по качеству и стоимости отопления для конечных потребителей. Однако прорывы труб несут угрозу не только кошельку людей, но их здоровью. За последние четыре года из-за прорывов изношенных трубопроводов погибло 29 человек, и 119 человек получили травмы. Один из вопиющих случаев – гибель троих детей, провалившихся в камеру теплотрассы в Петропавловске-Камчатском в январе 2016 года.
Между тем суммарный ущерб, причиненный бюджетам всех уровней за последние десять лет в результате аварий и устранения их последствий, оценивается экспертами в несколько десятков миллиардов рублей. Например, в 2012 году в Воронеже были задержаны лица, подозревавшиеся в хищении 35 млн рублей бюджетных средств в ходе строительства канализационного коллектора с использованием бывших в употреблении труб вместо новых. В 3 млрд рублей оценены потери в результате действий злоумышленников, уложивших около 600 км бывших в употреблении труб в сети теплоснабжения Санкт-Петербурга. Всего за последние четыре года Фонд развития трубной промышленности (ФРТП) зафиксировал 2289 фактов, связанных с авариями изношенных трубопроводов в системах тепло- и водоснабжения, и имевших различные последствия. Нередко причиной таких аварий служит именно незаконное использование бывших в употреблении труб, отмечают специалисты ФРТП.
Теневой рынок труб
По экспертным оценкам, ежегодно в Российской Федерации для строительства, реконструкции и ремонта на объектах ЖКХ неправомерно используется более 500 км бывших в употреблении труб. На вид такая труба может даже не отличаться от новой. На территории России известно более 150 предприятий, которые придают бывшим в употреблении трубам товарный вид: производят формальную очистку от загрязнений, ржавчины, старой изоляции и др.
Такая технология реализуется в короткие сроки при минимальных вложениях, но не предусматривает применения средств контроля для выявления скрытых внутренних дефектов, что существенно снижает надежность и безопасность всего трубопроводного объекта, кратно увеличивая риск возникновения на нем аварийной ситуации. В результате, ремонтные работы приходится проводить снова и снова. По оценкам Мосводоканала, средняя стоимость ликвидации одной аварии на трубопроводе (с раскопкой) составляет в среднем 116 тыс. рублей. Но разница в цене на стадии покупки новой трубы и бывшей в употреблении существенна – более чем вдвое. Именно этот фактор позволил сформироваться в России с начала 2000-х годов целому рынку бывших в употреблении труб емкость которого сегодня, по оценке экспертов, превышает 1 млн тонн труб и в перспективе грозит вырасти из-за накопившегося износа действующих магистральных нефтегазопроводов – основных источников трубы бывшей в эксплуатации.
«Бывшие в употреблении трубы по своей сути являются трубами, выведенными из эксплуатации и основным их источником служат магистральные трубопроводы, транспортирующие нефть, газ и другие агрессивные среды», — комментирует Игорь Малышев, директор ФРТП. По данным ФРТП общая протяженность магистральных и промысловых трубопроводов, находящихся на балансе ОАО «Газпром», ОАО «АК Транснефть» и ОАО «АК «Транснефтепродукт» составляет около 226 тыс. км, из них около 60 тыс. км газопроводов и нефтепроводов (приблизительно 26,5%) эксплуатируются более 30 лет, тогда как средний срок службы трубы в трубопроводе составляет 33 года. «В связи со значительным износом действующих магистральных нефтегазопроводов, в ближайшие годы объемы выводимых из эксплуатации труб существенно увеличатся, соответственно, возрастет объем бывших у потреблении труб на сером рынке, что еще более усугубит ситуацию с неправомерном применением бывших в употреблении труб на инфраструктурных объектах, а также объектах ЖКХ», — прогнозирует Игорь Малышев, директор ФРТП.
Борьба и результаты
До недавнего времени закопать бывшую в употреблении трубу было довольно просто – нормативно-техническая документация, как в сфере строительства, так и в сфере ЖКХ не чинила препятствий. С 2016 года ситуация изменилась — по инициативе ФРТП в своды правил, регламентирующих строительство и эксплуатацию объектов с использованием труб (водоснабжение, канализация, газоснабжение, строительство промысловых и прочих трубопроводов, возведение стальных конструкций и гидротехнических сооружений) внесены поправки, предусматривающие ограничение применения бывших в употреблении стальных труб.
«Для урегулирования проблемы применения б/у труб, прежде всего, необходимо завершить внесение изменений в нормативно-техническую документацию, запретив повторное применение бывших в употреблении труб в ЖКХ, и ужесточить государственный контроль и надзор с учетом установленных ограничений», — убежден Игорь Малышев. Например, в сфере водоснабжения, водоотведения и газоснабжения ЖКХ теперь внесены изменения в СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (действует с 25.03.2016 г.), СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения» (действует с 25.03.2016 г.), СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2012. Газораспределительные системы» (действует с 04.06.2017 г.).
Для регулирования применения бывших в употреблении стальных труб в сетях теплоснабжения также необходимо внести изменения в СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети», работа по внесению изменению в который запланирована Минстроем России на 2017 год. Вместе с тем, для придания вышеизложенным изменениям статуса обязательной правовой нормы необходимо внесение соответствующих поправок в Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Необходимо отметить, что в последнее время появляются различные технологии, направленные на увеличение срока службы трубы. Однако важно понимать, что восстановить металл трубы до исходного состояния невозможно, а нанесение различных внутренних покрытий на уже изношенные трубы – лишь временная мера, которая не оправдывает себя с экономической точки зрения в среднесрочной перспективе. Гарантированного улучшения ситуации можно добиться только комплексной заменой выработавших свой ресурс труб на новые с заводским внутренним гладкостным защитным покрытием, установив при этом уровень перекладки сетей не менее 10% в год от общей протяженности, полагают в ФРТП.
Для решения проблемы износа систем коммунальной трубопроводной инфраструктуры в целом, по мнению специалистов ФРТП, необходимо расширять и совершенствовать практику концессионных соглашений по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 1451. В частности, в целях увеличения темпов замены инфраструктурных трубопроводов ЖКХ предлагается распространить сферу применения Постановления на муниципальные образования с численностью населения более 250 тыс. человек, а также увеличить размер субсидий в виде имущественного взноса в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию ЖКХ для целей обеспечения финансирования мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры.
При этом необходимо предусмотреть в качестве критериев предоставления налоговых льгот и субсидий в соответствующих нормативных правовых актах нормы, исключающие возможность применения бывшей в употреблении или контрафактной продукции и обеспечивающие приоритет закупок муниципальными образованиями и органами местного самоуправления стальных труб российского происхождения для реализации вышеуказанных задач, а также программ по импортозамещению, уверены в ФРТП. Актуальной и немаловажной является инициатива выделения государственного финансирования на проведение технического обследования централизованных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения при утверждении программ модернизации и передачи в концессию, что позволит определить реальное состояние и уровень износа коммунального комплекса Российской Федерации. Данную меру необходимо принимать максимально оперативно. «Реализация предложенных мер позволит снизить износ коммунальной инфраструктуры, повысить ее энергоэффективность и улучшить качество предоставляемых населению коммунальных услуг», — резюмирует Игорь Малышев. При этом затраты государства на модернизацию будут компенсированы уплатой налогов и сборов с дополнительно произведенной на территории Российской Федерации новой качественной продукции предприятиями черной металлургии, что будет иметь несомненный мультипликативный эффект для значительной части экономики страны.