Игорь Малышев, директор Фонда развития трубной промышленности, рассказал редакции «Металлоснабжение и сбыт» о главных трендах трубной отрасли, перспективах ее развития, а также об актуальных задачах Фонда и его руководства, среди которых одна из главных — сохранить и приумножить интеллектуальный и творческий потенциал коллектива.
— Игорь Александрович, вы возглавили Фонд развития трубной промышленности полгода назад. Какие цели Вы ставите перед командой Фонда как новый руководитель? Какие сейчас основные задачи стоят перед Фондом? Претерпевает ли организация управленческие и функциональные изменения?
— Прежде всего, отмечу, что за 18 лет работы ФРТП стал одним из ведущих отраслевых объединений в промышленности и успешно выполняет ряд задач для достижения главной цели — содействовать эффективному развитию российской трубной отрасли.
В рамках достижения этой цели Фонд занимается продвижением трубной продукции, защищает интересы трубных компаний на внутреннем и внешнем рынках, оказывает информационные и консультационные услуги по проблемам повышения качества выпускаемой трубной продукции, собирает, анализирует и изучает материалы о развитии рынка.
Сегодня для эффективного решения этих задач при Фонде функционируют семь рабочих групп с участием представителей трубных компаний по ключевым направлениям работы организации: мерам торговой защиты; техническому регулированию; ограничению применения бывших в эксплуатации труб; логистике и железнодорожному тарифу; закупкам компаний с государственным участием; информационно-аналитическому взаимодействию, информационному сопровождению.
При этом подчеркну, что одна из главных моих задач как руководителя Фонда – сохранить и приумножить интеллектуальный и творческий потенциал нашего коллектива Фонда, выбрать из огромного спектра задач приоритетные, дающие максимальный эффект.
— Как Вы оцениваете баланс спроса и предложения на внутреннем рынке? Сохранится ли в ближайшие годы за топливно-энергетическим комплексом роль локомотива потребления стальных труб?
— Ситуацию на российском рынке стальных труб в среднесрочной перспективе можно назвать стабильной: рынок сохранит существующие тренды, а уровни производства и потребления трубной продукции могут остаться на прежних уровнях.
Топливно-энергетический комплекс при этом останется одним из главных потребителей трубной продукции. Так, среди главных источников формирования спроса на трубы – стабильный рост объемов бурения в России: если в начале 2000-х годов в России бурили менее 10 тыс. км в год, то в 2016 году — 25,6 тыс. км (данные Центрального диспетчерского управления ТЭК). При этом продолжит расти спрос на высокотехнологичную трубную продукцию в нефтегазовом сегменте на фоне увеличения объемов бурения скважин сложного профиля.
— На какие трубопроводные проекты можно рассчитывать производителям ТБД в ближайшее время?
— Российские трубные компании продолжают поставлять трубы на крупнейшие трубопроводные проекты «Газпрома», прежде всего, «Северный поток – 2» и «Сила Сибири», однако спрос на трубы большого диаметра (ТБД) в ближайший год будет снижаться, а прогноз на среднесрочную перспективу зависит от многих факторов, в том числе политических.
— Как сегодня обстоят дела в секторах трубной продукции не нефтегазового сортамента? Насколько в этих секторах большой избыток мощностей? Как, по Вашим оценкам, компании эту проблему решают (путем диверсификации или ухода с рынка и т.п.)?
— В сегменте труб для строительства и ЖКХ по состоянию на начало 2017 года наблюдается существенный избыток мощностей по производству труб. По оценке Фонда, созданные в России мощности по производству труб малого и среднего диаметров, профильных и оцинкованных труб примерно в два раза превосходят существующую на российском рынке потребность. В этой связи, производители этих труб в России находятся в условиях жесткой конкуренции, и те из них, кто эту конкуренцию не выдерживают, вынуждены уходить с рынка.
— Есть ли вообще сейчас рыночные ниши, в которых еще возможен экстенсивный рост? Или время наращивания производственных мощностей безвозвратно прошло? Можно ли сказать, что нынешняя структура трубной промышленности России в обозримом будущем меняться не будет?
— Основной этап модернизации в трубной отрасли завершен. За период с 2002 по 2016 год ведущие компании отрасли инвестировали в развитие трубного производства в России более 470 млрд рублей собственных и заемных средств. В рамках программы по импортозамещению и в целях обеспечения российских потребителей высококачественными трубами в России созданы современные инновационные мощности, которых достаточно для обеспечения текущей и перспективной потребности реального сектора российской экономики, в том числе с учетом пикового спроса при реализации сразу нескольких крупных магистральных трубопроводных проектов. В настоящее время российские трубные компании продолжают инвестиции в развитие мощностей по производству высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью на стыке трубной и машиностроительной отрасли, в частности ПАО «ТМК», ПАО «ЧТПЗ» и АО «ОМК» в 2016 году направили более 21 млрд рублей. на реализацию комплексной программы по повышению качества и расширению мощностей по производству труб «премиального» сортамента, на организацию производства шаровых кранов для газовой отрасли и деталей для магистральных трубопроводов. Реализуемые проекты нацелены, в первую очередь, на замещение продукции, которая ранее поставлялась по импорту. Полагаю, что российская трубная промышленность в основном сформировала свой современный облик и каких-либо существенных изменений в будущем происходить не будет.
— Есть ли механизмы, с помощью которых можно запустить новый виток роста потребления стальных труб в России?
— Такие механизмы есть, и связаны они, прежде всего, с инструментами государственной поддержки. В первую очередь, это формирование нормативно-технического законодательства, запрещающего и ограничивающего применение бывших в употреблении труб. По данным ФРТП, теневой рынок бывших в употреблении труб в России сегодня составляет 600-700 тыс. тонн в год. В данный момент введены ограничения, которые предусматривают обязательный запрет употребления бывших в употреблении труб для 60-70% рынка. Для остальной доли этого рынка планируется ввести регулирующие нормы в ближайшие 1-2 года. Кроме того, одним из перспективных источников формирования дополнительного спроса на продукцию трубной отрасли в долгосрочной перспективе является острая необходимость преодоления накопленного физического износа систем коммунальной инфраструктуры: в сегменте ЖКХ формируется отложенный спрос на трубную продукцию за счет снижения темпов замены изношенных сетей тепло- и водоснабжения. По данным Росстата, на конец 2015 года протяженность тепловых и паровых сетей в однотрубном исчислении, нуждающихся в замене, составила 100 тыс. км (29% от общей протяженности), для сетей водоснабжения и водоотведения этот показатель стремится к 43%. Удивительно, но при таком колоссальном износе темпы замены падают. Например, показатель замены тепловых и паровых сетей снизился за последние 10 лет с 3,3% до 2,2% в год от общей протяженности. В этой связи, по мнению Фонда, актуально и важно разработать и оперативно реализовать инструменты государственной поддержки модернизации систем коммунальной инфраструктуры, применимые ко всем организациям, на балансе которых находятся изношенные сети теплоснабжения и водоснабжения. Например, среди прочих мер, мы предлагаем установить повышенный норматив замены систем коммунальной инфраструктуры на уровне 5-10% в год от общей протяженности; предоставлять налоговый вычет для организаций, на балансе которых находятся изношенные сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, реализующих капитальный ремонт систем коммунальной инфраструктуры; увеличить размер субсидий в виде имущественного взноса в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию ЖКХ для целей обеспечения финансирования мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, и др. Аналогичные проблемы существуют и для промысловых нефтепроводов. Возраст 40% нефтепроводов в России превышает 30 лет, при расчетном безаварийном периоде эксплуатации около 15 лет. Из-за разливов нефтепродуктов экологии наносится колоссальный ущерб, последствия которого трудно устранить. Причина таких разливов в основном кроется в прохудившихся от коррозии трубопроводах. Вопрос своевременной замены изношенных промысловых трубопроводов для предотвращения экологической катастрофы необходимо рассматривать на государственном уровне, а также необходимо поднять скорость замены старых и аварийных трубопроводов до 10% в год от общей протященности. Значительный рост спроса на трубы возможен также и при условии целенаправленной поддержки государством инвестиционных проектов, способных реализовать импортозамещение по технологическим направлениям, включенным Министерством промышленности и торговли РФ в соответствующие планы. В этом случае увеличение спроса на трубы возможно в отраслях тяжелого машиностроения, нефтегазового и сельскохозяйственного машиностроения.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе ФРТП по противодействию использованию бывших в употреблении труб.
— Это направление работы Фонда остается одним из самых важных ввиду масштаба проблемы. Только за последние четыре года в СМИ было зафиксировано более двух тысяч фактов, связанных с авариями изношенных трубопроводов, и имевших различные последствия. Погибло 29 человек, пострадало – 119. Суммарный ущерб составил более 8 млрд рублей. Кроме того, как я уже отмечал ранее, неправомерное использование бывших в употреблении стальных труб при модернизации, ремонте и строительстве трубопроводов в сфере коммунальной инфраструктуры, а также снижение инвестиционной активности организаций, на балансе которых находятся изношенные водопроводные, тепловые сети, является одним из факторов снижения внутреннего спроса на трубную продукцию. Однако у нас уже есть успехи: в 2016 году по инициативе ФРТП в своды правил, регламентирующих строительство объектов с использованием труб (водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, строительство магистральных, промысловых и прочих трубопроводов, возведение стальных конструкций и гидротехнических сооружений) внесены поправки, предусматривающие запрет применения бывших в употреблении стальных труб. Сегодня Фонд продолжает разрабатывать новые предложения по внесению изменений в нормативно-правовые и нормативно-технические документы по вопросу регулирования повторного применения стальных труб в строительстве и ЖКХ, взаимодействовать с надзорными органами в сфере строительства и охраны окружающей среды по вопросам разработки эффективных правовых и административных механизмов контроля за нарушениями, связанными с применением бывших в употреблении труб, проводить мониторинг строительства инфраструктурных объектов, сетей ТЭК и ЖКХ на предмет незаконного использования стальных бывших в эксплуатации труб.
— И последний вопрос. Какие инвестиционные проекты планируют осуществить в среднесрочной перспективе российские трубно-металлургические компании и как это повлияет на конкурентоспособность отечественной трубной промышленности?
— Недавно стало известно о начале комплексной модернизации трубного производства Выксунского металлургического завода (ВМЗ, входит в АО «ОМК»). Инвестиции до 2022 года оцениваются более чем в 40 млрд рублей. Средства предусмотрены для переоборудования и расширения выпуска труб нефтегазового сортамента (OCTG). В целом же, российские трубные компании, внедрив ранее передовые технологии и современное оборудование по производству стальных труб для различных секторов российской экономики, сосредоточатся на повышении производительности труда, эффективности технологических процессов и качества продукции, увеличении доли производства труб премиум-класса с высокой добавленной стоимостью. Основные инвестиции будут направлены в развитие именного этого направления.
Дмитрий Ляховский
Игорь Малышев, директор НО «Фонд развития трубной промышленности»
Игорь Малышев родился 27 июня 1975 года в городе Зима Иркутской области.
С декабря 2016 года возглавляет НО «Фонд развития трубной промышленности».
С августа 2003 года по ноябрь 2016 года работал в должности начальника отдела, референта, советника Департамента промышленности и инфраструктуры, Департамента экономики Аппарата Правительства Российской Федерации.
С августа 2000 года по август 2003 года работал начальником отдела стратегического развития и взаимодействия с естественными монополиями, начальником отдела инноваций и инвестиций Департамента металлургии Министерства промышленности и науки Российской Федерации.
В период с 1996 года по 2000 год занимал руководящие должности в ряде коммерческих и производственных предприятий, специализирующихся на производстве, обработке и продаже металлургической продукции, в том числе труб.
Образование
В 2003 году окончил РАГС по направлению «Государственное управление» специализация «Финансы, налоги, кредит».
В 2003 году окончил курсы Международной организации труда (Италия, Бельгия) по социальной ответственности промышленных предприятий.
В 2001 году прошел курс профессиональной переподготовки Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Государственное регулирование рыночной экономики».
Награды и звания
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.
Почетная грамота Аппарата Правительства Российской Федерации (2010 год).
Благодарственное письмо Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (2012 год).