- 24.04.2019
- Категория: Новости
Работа государственных органов по введению запретов применения бывших в употреблении стальных труб в ответственном строительстве и ЖКХ, а также контрольные мероприятия по пресечению незаконной деятельности реставраторов этих труб дали первые положительные результаты, однако не смогли радикально переломить ситуацию с поставками трубного фальсификата и контрафакта на российский рынок, заявил директор НО «Фонд развития трубной промышленности» Игорь Малышев на заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Мероприятие под председательством Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова состоялось 24 апреля 2019 года.
Объем теневого рынка б/у труб, по оценкам ФРТП, составляет около 1 млн тонн в год, что составляет около 10% объемов трубного рынка России в целом, при этом доля таких труб в строительстве и ЖКХ еще выше – около 20%. За последнее десятилетие сформировалась целая индустрия по производству фальсификата из б/у труб – это более 200 площадок по реставрации труб, отработавших свой ресурс в магистральных нефте- и газопроводах. Демонтированные трубы сначала обжигаются для удаления нефтепродуктов и изоляции, затем им придается товарный вид, часто наносится изоляция. В продажу эта псевдопродукция поступает, как правило, по поддельным сертификатам известных трубных заводов. Некоторые реставраторы оформляют собственные сертификаты и активно рекламируют в интернете свою продукцию как соответствующую требованиям качества к трубам для магистральных нефтегазопроводов и теплосетей.
«В денежном выражении объем такого фальсификата оценивается в 40 млрд рублей в год, а с учетом ущерба от аварий в строительстве и в ЖКХ вследствие незаконного применения б/у труб общие потери экономики можно оценить в 100 млрд рублей», – подчеркивает Игорь Малышев.
В 2016-2017 гг. Министерство строительства и ЖКХ РФ утвердило прямой запрет применения б/у труб в 19 ключевых строительных сводах правил. Эти запреты сегодня помогают ограничивать прямое использование б/у труб в ответственном строительстве, отмечают в ФРТП. Необходимо завершить эту работу – внести такой же запрет в свод правил для тепловых сетей, а также включить в СП положения об обязательной проверке сертификатов при поставках труб на самые ответственные объекты ЖКХ, такие как магистральные сети водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
Второй важный инструмент контроля качества поставляемых в ЖКХ труб появился после принятия постановления Правительства РФ от 7 марта 2019 г. № 237 об обязательном декларировании качества стальных труб для коммунальных инженерных сетей. После вступления в силу данного требования в сентябре текущего года планируется провести совместно с Росстандартом проверки качества труб, поставляемых в ЖКХ, а совместно с Росаккредитацией – мониторинг деятельности соответствующих испытательных лабораторий. Представители этих ведомств подтвердили свою готовность оказать необходимую поддержку отрасли.
По мнению ФРТП, эти два направления являются важными, но недостаточными для кардинального решения проблемы: отследить качество всех труб, применяемых на ответственных строительных объектах и в ЖКХ по всей стране, очень сложно.
Государственный контроль за оборотом б/у труб в целом и деятельностью площадок-реставраторов в частности остается главным направлением работы по пресечению поставок трубного фальсификата на рынок. Еще в августе 2016 года Росприроднадзор отнес отработанные стальные трубы к опасным отходам IV класса, что соответствует международной практике.
Это не означает, что б/у трубы использовать нельзя, отмечают в ФРТП. Полезные компоненты отходов должны повторно использоваться, но только после регламентированных операций по их утилизации, не наносящих ущерб окружающей среде, жизни и здоровью людей. Эти операции и составляют суть утилизации отходов с целью производства из них товаров. При этом собственники опасных отходов несут обязательства по их учету и паспортизации.
«То есть б/у трубы перед их повторным применением должны быть сначала обязательно утилизированы с использованием экологически безопасных технологий, а потом должны направляться на переплавку в лом или для строительства неответственных сооружений, где их использование не противоречит запретам Минстроя России», – пояснил Игорь Малышев.
Однако б/у трубы продолжают попадать на рынок по демпинговым ценам и непрозрачным схемам, а также с нарушением законодательства об отходах. Например, некоторые компании реализуют демонтированные трубы по низким ценам на аукционах с особыми условиями допуска (например, наличие «положительного» опыта работы с организацией, организующий тендер, наличие складских мощностей в конкретном городе и т.д.), созданными для того, чтобы тендер выиграла определенная реставрационная площадка.
«Такие непрозрачные схемы поставки дешевого сырья делают «бизнес» по реставрации дважды сверхприбыльным: например, старые трубы покупаются у компаний ТЭК по цене всего 5 тысяч рублей за тонну (при рыночной цене металлолома 15-20 тысяч рублей), а продаются после реставрации как б/у трубы по цене 30 тысяч рублей за тонну или как «новые» с поддельным сертификатом за 45 тысяч рублей. Таким образом, 20-30 млрд рублей прибыли в год растворяются где-то по пути от нефтегазопроводов к реставраторам, ведь по отчетности все реставраторы никакой прибыли не получают. Это и обусловило быстрый рост и распространение индустрии трубного фальсификата», – поясняет Игорь Малышев.
Дальнейшему сокращению поставок б/у труб и фальсификата на рынок будут способствовать только совместные комплексные меры профильных природоохранных, налоговых, правоохранительных и других заинтересованных ведомств, уверены в ФРТП. Необходимо провести анализ образования и схем продажи б/у труб, а также сфер их дальнейшего применения, проанализировать эффективность контроля соблюдения реставраторами законодательства об отходах. По итогам этого анализа можно будет выработать рекомендации по повышению эффективности таких контрольных мероприятий, а также подготовить предложения о дополнительных мерах по упорядочиванию оборота отработанных труб.
«Предлагаемые комплексные решения по указанным трем направлениям позволят пресечь поставки трубного контрафакта и фальсификата на российский рынок», – резюмировал Игорь Малышев.