ОАО «АК «Транснефть» расширит трубопровод ВСТО

«Транснефть» расширит трубопровод ВСТО, чтобы удовлетворить выросший спрос со стороны нефтяников на прокачку нефти. Но монополии нужны гарантии от нефтяников на прокачку

Минэнерго, «Транснефть» и нефтяные компании обсуждают расширение пропускной способности нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО, сейчас около 30 млн т в год), сообщил вчера президент «Транснефти» Николай Токарев. Мощность ВСТО-1 (участок от Тайшета до Сковородино) планируется увеличить примерно до 60 млн т, ВСТО-2 (от Сковородино до Козьмино) — до 30-35 млн т, а в перспективе за счет строительства 15 НПС — до 80 млн и 50 млн т соответственно. Сроки строительства Токарев не назвал. Мощности ВСТО ограничены и то, что «мы планировали на 2023-2025 гг., уже сегодня на повестке дня», говорит Токарев.

«Мы при подготовке проекта ВСТО исходили, что поставка из Восточной Сибири будет постепенно увеличиваться с вводом новых месторождений, но сегодня настолько стремительно нефтяники начали работать в направлении востока еще и потому, что это премиальное направление, — отметил президент монополии. — Это стройка очень дорогостоящая, и пока не будет решен вопрос о финансировании, серьезно гадать [будет новый нефтепровод или нет] я бы не стал» (цитата по «Интерфаксу»).

Сейчас по ВСТО «Роснефть» качает 15 млн т по отводу на Китай (расширят под дополнительные поставки нефти до 30 млн т к 2018 г.). На днях госкомпания договорилась с Sinopec о поставке 100 млн т нефти в течение 10 лет, часть этого объема будет отгружаться через порт Козьмино (мощность 21 млн т с возможностью расширения до 30 млн т), еще 9 млн т после 2020 г. — на Тяньцзинский НПЗ. Но кроме этого «Газпром нефть» подала заявку на прокачку 8 млн т нефти (срок не уточняется), а «Сургутнефтегаз» — 7,7 млн т в 2014 г., сказал Токарев. Еще суммарно 14 млн т нефти в год необходимо для Комсомольского НПЗ «Роснефти» и Хабаровского НПЗ «Альянса» после их подключения к трубопроводу.

Планы по расширению не учитывают потребности Восточной нефтехимической компании (ВНХК) «Роснефти» в г. Находке мощностью 30 млн т, так как проект не утвержден, добавляет представитель «Транснефти». По его словам, если ВСТО будет расширен, необходимо будет жестко контролировать выполнение компаниями обязательств по прокачке. Гарантировать поставки может принцип «качай или плати», но его можно вводить только на новых проектах, рассуждает представитель монополии. Например, нефтепровод Заполярье — Пурпе, который сейчас строит «Транснефть», будет работать по такой схеме. Предварительно монополия заключила с нефтяниками договоры об оказании услуг на прокачку нефти, предусматривающие их оплату независимо от фактической транспортировки нефти. «Нефтяные компании должны отвечать за свои желания», — говорит он. Сотрудник ФСТ говорит, что возможность применения принципа «качай или плати» при расширении ВСТО пока не обсуждалась.

«Транснефть» опасается, что труба будет не заполнена, говорит аналитик аналитического отдела ИК «Универ капитал» Дмитрий Александров. Ранее «Транснефть» говорила, что «Роснефти» может не хватить ресурсов для исполнения поставок нефти в восточном направлении. Расчеты монополии, сделанные на основе данных «Роснефти», свидетельствуют: в 2020 г. без учета поставок для ВНХК госкомпании потребуется 63,3 млн т нефти, с учетом этих поставок — 75,3 млн т. А ресурсная база «Роснефти» для поставок в восточном направлении (участки, на которых только идет разведка, в расчет не берутся) — 59,4 млн т. В итоге дефицит сырья может составить от 3,9 млн до 15,9 млн т.

На строительство ВСТО, в том числе ответвления на Китай, «Транснефть» израсходовала 720 млрд руб., 74 млрд руб. она вложит в расширение трубы для обеспечения поставок нефти в Китай до 30 млн т. Стоимость одной НПС — около 6-7 млрд руб., т. е. расширение ВСТО в рамках первого этапа обойдется в 50-55 млрд руб., а увеличение мощности до 80 млн т по ВСТО-1 и 50 млн т по ВСТО-2 — в 90-100 млрд руб. Окупаемость таких проектов — 15-20 лет, говорит Александров. Он считает, что компании ради того, чтобы попасть в трубу, согласятся или на условие «качай или плати», или на более высокий тариф, который окупит расходы на строительство.

Представитель Минэнерго оперативно предоставить комментарии не смог. Представители «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти», «Роснефти» отказались комментировать возможные условия расширения. Получить комментарии их коллеги из «Лукойла» не удалось.

Источник: Ведомости