Трубный гамбит. Перезагрузка

Отказ "Газпрома" от реализации проекта "Южный поток" добавил неопределенности в планы трубных компаний. Особое беспокойство у вложивших миллиарды в модернизацию своих мощностей производителей вызывают перспективы производства труб большого диаметра (ТБД).

На поток

Согласно информации, содержащейся в апрельском отчете "Газпрома" по международным стандартам финансовой отчетности, заключенные контракты на строительство морской части газопровода "Южный поток" на конец 2014 года оценивались в €4,4 млрд. Эта сумма названа "расходами капитального характера, относящимися к строительству газопровода, предусмотренными заключенными соглашениями, но еще не понесенными по состоянию на начало 2015 года".

Перспективы освоения такого объема средств воодушевляли российских трубников, которые только в нынешнем веке вложили в техническое перевооружение своих производств около 400 млрд руб. Но после отказа "Газпрома" от реализации проекта "Южный поток" трубникам пришлось кардинально пересмотреть свои производственные планы и изменить финансовые ожидания на ближайшие годы.

Небольшим утешением стало обещание газового монополиста использовать контракты по строительству "Южного потока" при строительстве газопровода "Турецкий поток", начало ввода которого в эксплуатацию, по словам председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера, запланировано на декабрь 2016 года. Для этого "Газпром" выкупил доли партнеров в South StreamTransport.

Конечно, российский ТЭК имеет в разработке и другие проекты внутри страны. Например, "Транснефть" строит магистральные нефтепроводы Заполярье—Пурпе и Куюмба—Тайшет, а "Газпром" работает по проектам строительства газопроводов "Сила Сибири", Бованенково—Ухта и Ухта—Торжок. Кстати, курс на импортозамещение, взятый руководством страны, может ускорить реализацию российских проектов, но потребует от российских трубопроизводителей дополнительных инвестиций.

В конце декабря 2014 года "Газпром" подписал с основными российскими участниками трубного рынка — ОМК, ТМК, ЧТПЗ, "Северсталью" — договоры о реализации программы научно-технического сотрудничества на 2015-2020 годы, ориентированные на создание импортозамещающих и новых видов продукции. В частности, предполагается освоение производства труб повышенной хладостойкости, тепловой изоляции, с высокогерметичными резьбами для морской добычи газа и эксплуатации в агрессивных средах.

На проходившей в феврале конференции "Региональная металлоторговля-2015" заместитель управляющего директора "ОМК-Сталь" Николай Зайцев заявлял, что в текущем году российские трубники не видят предпосылок для роста заказов. Напротив, ожидается снижение общей емкости российского рынка стальных труб на 640 тыс. тонн. Продолжит расти лишь сегмент ТБД, прибавив к объемам 2014 года порядка 240 тыс. тонн, но при этом снижение потребления профильных труб составит около 15%, водо-газопроводных и тонкостенных — 12%, нарезных — до 10%.

Однако в мае оптимизма у представителей ОМК поуменьшилось. Теперь эксперты компании сомневаются, что тенденция высокого спроса на ТБД, который был продемонстрирован в первом квартале текущего года, сохранится на протяжении всего года. Основными проблемами отрасли станут рост избытков мощностей, усиление конкуренции.

Рождение спроса

Трубная отрасль имеет хороший запас прочности, который не ослабили экономические санкции и девальвация национальной валюты. Минувший год предприятия российской трубной отрасли завершили в целом положительно, нарастив производство на 9%. Правда, экспорт труб сократился на 8% из-за заградительных пошлин в Европе и ряде других стран. К тому же завершилось строительство на территории Казахстана трубопровода Средняя Азия—Китай. Согласно данным Росстата, индекс производства по виду деятельности "Производство чугунных и стальных труб" в РФ в 2014 году составил 113,9% по сравнению с 2013 годом. Увеличились и физические показатели производства труб в стране. В 2014 году стальных труб в стране было произведено 11,46 млн тонн — на 14,05% больше, чем годом ранее. За первый квартал текущего года стальных труб было произведено 2,78 млн тонн против 2,37 млн тонн за аналогичный период прошлого года.

По итогам 2015 года, отмечает директор Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) Олег Калинский, объемы отгрузок труб в среднем останутся на уровне прошлого года. Сокращение спроса в ряде сегментов, в том числе в индустриальном, будет компенсировано более высоким спросом в сегменте ТБД, связанным в том числе со строительством газопровода "Сила Сибири". Только на первом этапе реализации этого проекта до 2018 года потребуется более 1,7 млн тонн труб.

Данный проект предусматривает разработку газовых месторождений в Восточной Сибири — Чаяндинского месторождения в Якутии и Ковыктинского в Иркутской области, на которых будут добывать газ для наполнения новой газовой магистрали. Для освоения этих месторождений потребуется значительный объем газопроводных, обсадных, насосно-компрессорных и бурильных труб.

Кроме того, по словам эксперта, спрос на ТБД поддержит строительство трубопроводов Бованенково—Ухта и Ухта—Торжок, а также газопровода "Восточный коридор" в рамках проекта подводного трубопровода из России в направлении Турции по дну Черного моря. Недозагруженные мощности позволят трубопроизводителям сразу же включиться в работу по проектам "Алтай" и "Турецкий поток" в случае их запуска.

"Необходимо отметить, что в рамках санкционной войны ЕС и США ограничили для своих производителей экспорт в Россию труб нефтегазового сортамента (нефтегазопроводные, обсадные, насосно-компрессорные, бурильные трубы и трубы большого диаметра) для нужд российских нефтегазовых компаний,— добавляет Олег Калинский.— Российские трубные предприятия готовы воспользоваться этой ситуацией и практически полностью удовлетворить текущую и перспективную потребности российского ТЭКа в соответствующей продукции, успешно заместив на внутреннем рынке зарубежных поставщиков".

Первые шаги в этом направлении уже сделала группа ЧТПЗ, которая ориентирована на развитие комплексных поставок труб и соединительных деталей, расширение продуктовой линейки за счет высокомаржинальной продукции. Совместно с корпорацией "Роснано" компания приступила к реализации проекта "Этерно" на промплощадке Челябинского трубопрокатного завода. Предприятие призвано обеспечить российские нефтегазовые компании штампосварными соединительными деталями, выпущенными с применением современных технологий и наноструктурированных материалов.

Коррекция цены

Однако следует отметить, что экономическая ситуация привела к существенному росту цен на прокат, приобретаемый трубными компаниями для производства ТБД, начиная с октября прошлого года. Так, стоимость широкого листа в апреле превышала на 65% цену на эту продукцию в апреле прошлого года. Также выросла и стоимость сырья для производства трубной стали. С учетом высокой доли широкого листа (до 70%) в себестоимости ТБД российские производители вынуждены корректировать стоимость конечной продукции.

Поэтому очень важно, что трубникам удалось договориться с поставщиками относительно ценовой политики на ближайшие месяцы. С ММК у ТМК и ЧТПЗ подписаны соглашения о применении формулы расчета цены широкоформатного (широкого) горячекатаного листа для производства ТБД. Речь как раз идет о продукции, предназначенной для крупнейших российских газопроводных проектов на период до конца текущего года.

ТМК в рамках долгосрочных договоров с "Северсталью" о поставках рулонного проката применяет соглашение об объемах и о формульном ценообразовании. ОМК имеет долгосрочный контракт на поставку сляба производства НЛМК до 2019 года включительно для выпуска широкого листа на собственном стане-5000. При этом трубные мощности ОМК обеспечены также и собственным горячекатаным прокатом.

Тем не менее Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент", считает, что отрасли на данном этапе не помешает господдержка. Ведь ведущие производители труб уже включены в утвержденный в феврале 2015 года Минэкономразвития перечень системообразующих предприятий, что позволяет им претендовать на предоставление господдержки. Это может быть прямое выделение средств из федерального и региональных бюджетов, предоставление госгарантий для получения заемных средств на выгодных условиях, предоставление налоговых и таможенных льгот и преференций.

Олег Калинский основным инструментом поддержки трубных заводов в сложившихся условиях видит стимулирование спроса на трубы внутри страны. По его мнению, одной из долгосрочных мер, направленных на это, может стать разработка и реализация комплексной программы развития и модернизации в Российской Федерации сетей тепло- и водоснабжения, включающей план первоочередных мер по восстановлению критически изношенных участков сетей тепло- и водоснабжения.

Согласно данным Росстата, по состоянию на 2013 год протяженность тепловых сетей в России составляла 168 тыс. км в двухтрубном исчислении, и 48 тыс. км из них (28%) нуждались в ремонте и реконструкции. По данным Программы модернизации электроэнергетики России на период до 2020 года, протяженность имеющих стопроцентный физический износ тепловых сетей превышала 32 тыс. км (19%). При этом реальный срок службы тепловых сетей, согласно приведенным в программе данным, не превышает 10-12 лет при нормативе 25 лет.

Система водоснабжения и водоотведения также находится в тяжелом состоянии. Общая протяженность водопроводных сетей составляет, по данным Росстата, на конец 2013 года — 353 тыс. км в однотрубном исполнении, из них более 156 тыс. км (44%) нуждаются в замене.

 "Еще одной мерой господдержки может стать стимулирование спроса на трубы в строительстве. Для этого необходимо законодательно закрепить запрет на использование бывших в употреблении стальных труб и других восстановленных видов металлоконструкций при строительстве зданий и сооружений нормального и повышенного уровня ответственности,— говорит директор ФРТП.— Такое поручение было дано соответствующим федеральным органам исполнительной власти РФ председателем правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым в июле 2013 года, однако оно до сих пор остается невыполненным".

 

Источник: Коммерсант, "Металлургия" (Приложение №108 от 23.06.2015, стр. 13), автор — Дмитрий Смирнов. Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2747014